Предлагаю тему росписи подносов по книге Н.И. Бежник. Рисунки Л.А. Солодовниковой.
В 19 веке в России подносы из олова, меди и латуни заменяются на железные. Но железо ржавеет. Поэтому железные подносы покрывают красками и лаком. Сейчас подносы штампуются на механическом прессе, а раньше кузнецы из железной заготовки выковывали вручную, тонкими молоточками выравнивали поверхность, загибая борта, в которые для прочности прокладывали проволочку. Более ста лет подносу, сделанному 1880 - 1890 гг. в мастерской братьев Е.Ф. и Л.Ф. Вишняковых, расположенной в подмосковной деревне Жостово. Его роспись проста и незатейлива, по сравнению стой, что на подносе мастеров А.П. Гогина, И.С. Леонтьева и Е.П. Лапшина. Вначале художники наносят замалёвок (замалёвку, подмалёвок). Затем - тенёжка (выправка) - особенно наглядно раскрывает сущность такого письма. Художники меняют кисть и высветляют выступающие части букета. Этот третий этап росписи называется прокладкой (перемалёвкой). Высветляя краски, художники приступают к бликировке - четвёртому моменту росписи, усиливая игру света. Звершаюшие этапы росписи - чертёжка и привязка - часто делаются вместе. Длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями художники очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, "садят" семена в чашечках цветов. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастера смягчают переходы от росписи к фону, как бы привязывают её к предмету. Привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, "загустить композицию", "замусорить травкой". Краски сохнут быстро, поднос вращается в руках, букет растёт на глазах, и ни один мазок нельзя поправить!
Росписи на подносах художников можно использовать на картинах, на стенах, на шкатулках, на вазах и т.д.
Свежие комментарии